Сб. Лис 23rd, 2024
886281_3
Министерство доходов и сборов предложило вернуться к практике уплаты некоторыми частными предпринимателями единого социального взноса (ЕСВ), существовавшей до 2011 года. Он будет уплачиваться в составе единого налога. В министерстве считают, что это наряду со снижением ставки ЕСВ до 18% упростит жизнь бизнесу. Впрочем, сами предприниматели считают, что возвращение к старой практике приведет к потере средств, уплаченных ими в социальные фонды, и, как результат, к снижению будущих пенсионных выплат, пишет Коммерсантъ.
В проекте изменений в Налоговый кодекс, подготовленных Миндоходов, предлагается с 1 января 2014 года включить ЕСВ в состав единого налога для предпринимателей 1 и 2 группы упрощенной системы налогообложения. Такая практика существовала до 2011 года. Сейчас эти группы плательщиков облагаются единым налогом в размере 1-10% и 2-20% от минимальной зарплаты соответственно. Социальный взнос (34,7%) платится отдельно. С учетом предложенного ранее снижения ставки ЕСВ до 18% для всех плательщиков ставка для 1 группы увеличится до 19-28%, для 2 — до 20-38%. Кроме того, они будут освобождены от уплаты единого налога в местные бюджеты, а общий платеж предполагается зачислять на отдельный счет в Госказначействе. Далее с этих счетов суммы будут распределяться конечным получателям — социальным фондам и местным бюджетам.

В пресс-службе министерства поясняют, что изменения необходимы для упрощения условий ведения бизнеса, сокращения количества платежей и отчетности. В 1 и 2 группах зарегистрировано более 915тыс предпринимателей. С начала года “единоналожники” перечислили 2,1 млрд грн, на 1 и 2 категории приходится 20% и 35% отчислений соответственно.

Как рассказал собеседник “Ъ” в Министерстве доходов и сборов, сейчас этот законопроект согласовывается с другими министерствами, однако пока его принятие, как и в целом по снижению ставки ЕСВ до 18%, блокируется Минсоцполитики, где считают, что Миндоходов не предложило конкретных компенсаторов снижения доходов Пенсионного фонда. В Миндоходов отмечают, что дефицит будет покрыт за счет детенизации зарплат. В ведомстве также не отказались от своей прошлогодней идеи ввести налог с оборота в размере 2% и сохранить НДС. Его ставка с 2014 года понижается с нынешних 16% до 14%. После этого ее предлагается снизить до 9%.

Предприниматели инициативу одобряют частично. “Не нужно будет тратить свое время на поход в налоговую и Пенсионный фонд и тратить деньги на банковские комиссии за принятие платежей”,— говорит частный предприниматель из Запорожья Ольга Ефременко. Руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский отмечает, что предложенный законопроект может и облегчит жизнь малому и среднему бизнесу, но при этом усложнит ее для предприятий с общей системой налогообложения, в том числе за счет введения спецналога с оборота.

Глава Федерации профсоюзов работников малого и среднего предпринимательства “Единение” Наталья Кожевина уверена, что, таким образом, администрировать единый налог и ЕСВ для бизнеса и Миндоходов будет проще. “Но боюсь, что социальные платежи не будут доходить в полном объеме в соцфонды и не засчитаются предпринимателям в страховой стаж”,— добавляет она. “Это мы уже проходили до принятия Налогового кодекса. Тогда из 200 грн единого налога в Пенсионный фонд перечислялось 84 грн, которые не всегда доходили по назначению. Платежки у бизнеса были на руках, а чиновники кричали, что суммы к ним не доходят”,— соглашается представитель малых частных автоперевозчиков Лидия Дипкан. Таким образом, отмечает господин Забловский, есть риск, что при наличии проблем с платежами эти суммы не будут учтены в страховом стаже, и, как следствие, повлияют на объемы пенсионных выплат.

Предприниматели считают, что более логично было бы ограничиться лишь снижением ставки ЕСВ. “Есть прибыль или нет, нынешние 600 грн все равно нужно уплатить,— рассказывает госпожа Ефременко.— А снижение все-таки даст возможность хоть немного вздохнуть. Иначе скоро в стране не останется малого и среднего бизнеса, особенно на периферии”. “18%, конечно, для нас было бы приемлемо”,— считает госпожа Дипкан.