Нд. Січ 5th, 2025

Сложный и неоднозначный 2020 год подходит к концу. В сети то ли смеются, то ли надеются, что в 2021-м сразу все станет хорошо, ну, или хотя бы будет так, как раньше.

Чем запомнился бизнесу коронавирусный 2020-й и чего реально следует ожидать от 2021-го, разбиралось The page.

u0420u0438u0442u0435u0439u043b u0432 u0422u0435u043bu0435u0433u0440u0430u043c

Неоднозначные итоги 2020-го

Как сообщил в комментарии еженедельнику «Перша Шпальта» экономист Ukraine Economic Outlook Григорий Кукуруза, в 2020 году украинская экономика в целом оказалась достаточно адаптированной к коронавирусу. За вычетом определенных особенностей, которые привнесла пандемия, украинская экономика растет.

«2019 год мы закончили с ВВП на уровне $153,6 млрд. 2020 год после, безусловно, тяжелого второго квартала мы заканчиваем примерно на уровне $147- 148 млрд. Это небольшой спад для такого года. Более того, основной спад пришелся на второй квартал 2020 года, когда все физически находились дома. То есть это классический спад, когда кто-то потерял работу», – Григорий Кукуруза (экономист Ukraine Economic Outlook)

Григорий Кукуруза добавил, что после второго квартала 2020 года украинская экономика перешла к стремительному восстановлению: второй квартал был на уровне минус 11,2% ВВП, третий – минус 3,5% ВВП. В четвертом квартале 2020-го — начале первого квартала 2021 года этот показатель будет на уровне минус 0,5 — 1,5% ВВП за счет локдауна, который планируется в январе, и того урона, который могут получить определенные отрасли.

Однако, по словам директора социологической службы Центра Разумкова Андрея Быченко, 2020-й объективно был одним из немногих, когда нет практически ни одной отрасли, которая бы считала, что дела улучшились.

«Во всех сферах, в которых мы проводили опрос, преобладают негативные оценки. Возможно, это не было неожиданностью, но оставило неприятное впечатление», – добавил он.

Вместе с тем, как сообщил директор частного предприятия «Сложные сплавы» Павел Себастьянович, в 2020 году рейтинг инвестиционной привлекательности Украины снова упал, а для предпринимателей год был ужасным.

По его словам, есть два пути законодательных инициатив: в сторону экономической свободы и уменьшения полномочий коррупционеров (налоговиков, контроллеров — кого угодно). Даже если не уменьшаются налоги, предприниматели чувствуют, что можно работать. А в Украине все наоборот, так как сужается экономическая свобода и предоставляется больше полномочий коррупционерам.

«Сейчас налоговик может решать, какая у тебя деловая цель. Сейчас господин Гетманцев предоставил им такие полномочия. То есть будут приходить налоговики и спрашивать: зачем ты делаешь то, что ты делаешь? Как это может быть? Я не знаю, где в мире есть такое. И он будет решать, соответствует ли деловая цель его пониманию ведения бизнеса или нет… Или эта система блокировки налоговых накладных, которая сейчас существует. У нас в государстве в целом 250 тыс. предприятий-плательщиков налога на добавленную стоимость. Сейчас 136 тыс. заблокировано. У нас половина всех предприятий заблокирована, они не могут работать. И налоговая сейчас отчитывается, что они выполнили план по НДС. Конечно, если вы заблокировали половину предприятий, то есть забрали у них деньги, заблокировали, предприятия не могут ими воспользоваться, они должны снова уплатить этот НДС, чтобы продолжать работать. То есть двойная оплата НДС», – Павел Себастьянович (предприниматель, координатор гражданской платформы «Нова країна»)

Он добавил, что президент Владимир Зеленский позвал председателя Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева для того, чтобы он упростил систему налогообложения, уменьшил давление и внедрил налог на выведенный капитал, который уже внедрили Латвия, Грузия, Эстония, Польша.

«Все кругом внедряют этот налог, потому что это привлекает инвестиции. А мы делаем все наоборот», – отметил Себастьянович.

Однако некоторые отрасли показали стремительный рост. По словам основателя стартапа по доставке продуктов Foodex24 Владислава Савченко, несмотря на негатив из-за пандемии, у бизнеса был резкий поворот в сторону e-commerce.

«Объемы рынка e-commerce начали очень быстро расти. Например, страны СНГ начали расти на 200% в год, если брать показатели последних месяцев», – рассказал он.

Оптимистические надежды на 2021-й

По словам Григория Кукурузы, следующий год будет либо годом осторожного оптимизма, либо уверенного. Есть прогнозы по укреплению гривны до 27 грн за $ в первом полугодии 2021 года. Вместе с тем ожидается рост реального ВВП на уровне 6% после спада на 5% в 2020 году.

По данным Ukraine Economic Outlook, нет никаких причин для того, чтобы гривна оказалась на уровне выше 28,1 — 28,3 за доллар. По прогнозам, в январе — феврале на валютном рынке будет наблюдаться профицит валюты. Это поможет гривне вернуться в коридор 27,7 — 28,2 грн за доллар.

Национальный банк Украины (НБУ) сохранил прогноз падения валового внутреннего продукта (ВВП) на 2020 год на уровне 6% и улучшил ожидания роста показателя в 2021 году с 4% (в июльском прогнозе) до 4,2%

«Основным драйвером роста ВВП на уровне 4% в 2021-2022 годах будет оставаться частное потребление. Экономический рост поддержат фискальные стимулы, мягкая монетарная политика и восстановление внешнего спроса», – добавили в НБУ.

По словам министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игоря Петрашко, пандемия COVID-19 наиболее негативно повлияет на экономику именно в начале 2021-го, однако программы поддержки бизнеса и льготных кредитов помогут смягчить это влияние.

«Мы ожидаем рост 4,6% ВВП. Многие говорят, что это высокий показатель, которого много лет не было. Но мы считаем, что этого можно достичь. Экономика вернется к положительному тренду во второй половине 2021 года», – Игорь Петрашко (Министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины)

Владислав Савченко добавил, что в 2021 году он ожидает восстановления экономики мира. Наиболее активными отраслями будут медицина, доставка и e-commerсe проекты.