Пт. Лис 15th, 2024

1549811_7_650x410В ходе баталий за судьбу налоговой системы, проблемы с новым механизмом администрирования НДС, которые активно обсуждались практически весь 2015 год, отошли на второй план. Да и принятые 24 декабря прошлого года Верховной Радой поправки в Налоговый кодекс на первый взгляд налог на добавленную стоимость затронули по касательной. Но если копнуть глубже – окажется, что изменения в НДС далеко не так поверхностны, как может показаться.

Ставки и база налогообложения

Сразу оговоримся, что ключевые ставки этого налога остались прежними – 20% для большинства операций, 7% – при реализации фармацевтической продукции и 0% для экспортных операций. Однако база налогообложения при продаже товаров собственного производства теперь рассчитывается по-новому, исходя из себестоимости производства конкретной продукции (для остальных товаров – базой налогообложения является договорная стоимость).

u0420u0438u0442u0435u0439u043b u0432 u0422u0435u043bu0435u0433u0440u0430u043c

Вопрос лишь в том, как контролирующие органы будут проверять корректность сумм начисленного НДС. Ведь одно дело, когда договорную стоимость товаров можно сравнить с рыночными ценами на аналоги, и другое, себестоимость, которая зависит от многих факторов и колеблется в широких пределах. Это может привести как к занижению объемов налоговых обязательств со стороны плательщиков, так и злоупотреблениям и субъективизму со стороны налоговиков.

Администрирование и спецсчета

Есть новшества и в части использования НДС-счетов. Причем, в данном случае позитива больше, чем негатива. Формулу для расчета данного налога дополнили овердрафтом. Это среднемесячное значение суммы НДС за последние 12 месяцев, которая уплачена в бюджет, которое ежеквартально пересматривается. Но суть в том, что овердрафт дает возможность снизить объемы депонирования на НДС-счетах, что, в свою очередь, сокращает объемы вымывания оборотных средств из бизнеса.

Плюс ко всему, теперь доступно пополнение спецсчетов суммами излишне уплаченных налоговых обязательств, что тоже можно считать уступкой налогоплательщикам.

Очень важным является возврат механизма жалоб на недобросовестных подрядчиков, которые заполнили налоговую накладную с ошибками либо зарегистрировали накладную с нарушением сроков. Как мы помним, начиная с 2015 года подобные прецеденты не могли быть оспорены, и лишали плательщика НДС права на налоговый кредит. На сегодня, к счастью, данная проблема решена. Более того, получив жалобу, контролирующий орган обязан провести документальную внеплановую проверку продавца или поставщика, и применить к нему соответствующие санкции.

В итоге, основанием для отказа в праве на налоговый кредит плательщику теперь может стать лишь отсутствие зарегистрированной налоговой накладной. К тому же, Налоговый кодекс даже допускает наличие в накладной ошибок: в названиях юридических лиц или в ФИО физлиц; в налоговом номере плательщика налога; в описании товаров и услуг; в цене поставки и общей сумме, подлежащей уплате (но только если эта ошибка не влияет на сумму налога).

Аграрии и льготы

Наверное, самые фундаментальные изменения по НДС коснулись АПК. Причем, явно не в сторону либерализации, хотя это и неудивительно. Сельское хозяйство в Украине одна из немногих отраслей, которая еще способна генерировать прибыль. А представители правительства уже давно не двузначно намекали и заявляли, что этот сектор экономики нужно лишать всяческих поблажек. И вот, наконец власти решились на этот шаг.

Так, попадают под уплату НДС операции с зерновыми культурами, которые ранее от этого налога были освобождены. Речь идет о товарных позициях 1001-1008 (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, рис, сорго, гречка и просо), а также 1205 (семена рапса) и 1206 (семена подсолнечника). Уплачивать НДС будут вынуждены все продавцы, неважно, производитель это или посредник. Успокаивает лишь то, что действие нормы отсрочено до 2018 года. Кроме того, в качестве послабления для трейдеров лишь сняли ограничение на бюджетное возмещение при экспорте зерна.

Что касается спецрежима НДС для сельхозпроизводителей в принципе, то в 2016 году он еще действует, но с оговорками. При операциях с зерновыми и техническими культурами налогоплательщик теперь будет 85% налога перечислять в бюджет, и лишь 15% НДС останется в его распоряжении. Для компаний в сфере животноводства соотношение более снисходительное – 20% в пользу бюджета и 80% – налогоплательщику. По остальным операциям уплата налога будет делиться в пропорции 50% на 50%. При этом, если предприятие осуществляет несколько видов деятельности (как в сфере АПК, так и параллельно в других отраслях), то итоговые суммы, подлежащие распределению, рассчитываются исходя из удельного веса каждого производственного направления.

Возмещение

Ключевое изменение для компаний, претендующих на возврат НДС – упразднение нормы, требовавшей, чтобы плательщик был зарегистрирован не ранее, чем 12 месяцев до момента, когда он подал заявление на возмещение, и ликвидация условия, согласно которому сумма облагаемых операций должна быть меньше суммы, заявленной к возврату.

Кроме того, с 1 февраля текущего года появится два реестра для бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость. Первый будет предназначен для тех плательщиков, которые имеют право на автоматический возврат, второй – для всех остальных.

Тем не менее, для всех компаний (независимо от реестра) для подтверждения сумм возмещения предусмотрены проверки (камеральные или документальные), которые проводятся сотрудниками Государственной фискальной службы в течение 30 дней с даты подачи декларации по НДС.

Правда, проверки не являются обязательными. Поэтому в таком случае сумма возмещения будет считаться согласованной с момента окончания срока, в течение которого к плательщику могли обратиться ревизоры.

Помимо этого предприятия, которые претендуют на автоматическое возмещение, дополнительно проверяются на предмет соответствия критериям, дающим право на возврат НДС “автоматом”.

А что после 2016 года?

В правительстве по-прежнему сильны настроения по проведению в текущем году полноценной налоговой реформы. В частности, премьер-министр Арсений Яценюк буквально на днях заявил, что новый Налоговый кодекс должен заработать уже с 1 января 2017 года.

Вопросам налога на добавленную стоимость в нем будет уделено большое внимание, поскольку Кабмин и ГФС всерьез нацелены изымать так называемые “теневые” суммы НДС (по словам Яценюка, только за 2015 год бюджет дополнительно получил 40 млрд гривен благодаря борьбе со схемами). Это означает, что следует ожидать дальнейшей ликвидации льгот, более жесткого контроля уплаты налога и его администрирования. А вступившие в 2016 году изменения – лишь первый к этому шаг.

И бизнес, в целом, не против разумных нововведений и прозрачной уплаты налога. Но законодателям, переписывая НКУ в очередной раз, не стоит забывать, что плательщики все еще требуют разобраться с проблемой изъятия оборотных средств на НДС-счета (появившийся с 2016 года в формуле овердрафт, увы, ее не решают), полностью лишить налоговиков возможности “ручного” вмешательства в администрирование НДС, а также настаивают на более четких и лишенных коррупции механизмов возмещения.

Наталья Ульянова СEO в ICF legal service, РБК-Украина