Пн. Січ 27th, 2025

С первого февраля вступает в силу закон о торговле в Российской Федерации. Если он будет взят за образец украинскими политиками, разрабатывающими аналогичный документ, украинский ритейл ждут тяжелые времена

Пример России покажет украинскому продовольственному ритейлу, который традиционно жалуется на повышенное внимание со стороны властей, что такое настоящее госрегулирование и как с этим жить. Российские коллеги наших торговцев с сегодняшнего дня работают по новым правилам, которые являются жесткими даже по оценкам лоббистов документа.

u0420u0438u0442u0435u0439u043b u0432 u0422u0435u043bu0435u0433u0440u0430u043c

В частности, федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» упразднил большинство бонусов, которые взимали сети с поставщиков – а только в магазинах Санкт-Петербурга таких бонусов было 24. На этих бонусах сети получали  от 5 до 40% выплат от общего объема поставок. Закон признает незаконными «плату за вход» и обязательства выкупать назад непроданный товар, что также на руку поставщикам.

Но наиболее скандальным стал антимонопольный блок закона, которым компании, контролирующие более 25% доли рынка в городе (или имеющие годовой оборот более 1 млрд рублей) лишаются права на дальнейшее расширение – закон запрещает им приобретать или брать в аренду дополнительные площади и открывать новые магазины. Эта норма бьет по крупным операторам рынка  – в частности по  торговому гиганту компании Х5, которая имеет около 35 % рынка Санкт-Петербурга.

Принятие закона сопровождалось лоббистскими войнами, протестами бизнеса, обещаниями банкротств и предреканиями коллапса торговой системы. Насколько оправданными были такие опасения, покажет время. Результат работы российских коллег интересует и украинских законодателей, которые разрабатывают украинский аналог документа.

Дозрели до закона

Украинские розничные торговцы подчиняются нормам и правилам разных законов, не имея собственного. «Все нормы нужно свести в один документ. Профильный закон очень нужен чтобы определить понятия, термины, формы работы» – считает Игорь Баленко, председатель наблюдательного совета ЗАО «Фуршет» – «Принятый в России закон можно брать за шаблон  – была проделана серьезная работа, над ним работали профессионалы. Но к части касающейся госрегулирования нужно отнестись очень осторожно, ведь на ограничении цен всегда кто-то должен потерять. И чаще всего это сельхозпроизводитель». Как сообщили в одной из сетей на условиях анонимности, такой закон нужен хотя бы для того, чтобы закрепить форму отношений с поставщиками, их формат. «Это поможет в судах, – потому что проблемы возникают очень часто» – сказали в компании. В Кабмине проходят совещания по разработке закона и к этому процессу привлечены и сети, и производители.

Ритейлеры считают необходимым закрепить перечень «социальных товаров», поскольку Кабмин зачастую увлекается, и начинает регулировать цены на товары массового потребления, подменяя понятия. Да и сама такая регулировка (сейчас торговая наценка на такие продукты ограничена 10%) не выдерживает критики. «Нигде нет такого подхода – сверху ограничить цены. По этой системе я  покупаю продукты по той же льготной цене что и пенсионер, хотя понятно что у меня больше возможностей оплатить полную цену» – говорит Игорь Баленко – «Более справедливо – введение адресных дотаций, целевых программ поддержки. Остальные должны платить полную цену, тем самым дав производителю возможность развиваться».

Поставщик всегда прав

Наиболее остро в комплексе проблем украинского продуктового ритейла стоят тесные, но сложные отношения пары «сеть»-«поставщик». Компании-производители оценивают легкость попадания на полки магазинов от «невозможного» до «очень дорогого» и сетуют на дополнительные условия, выдвигаемые сетями. По словам Людмилы Дрыгало, директора ЧП «Дрыгало» (производство полуфабрикатов)  диктат сетей – не последняя причина приведшая к кризису в отрасли и закрытию предприятий. «Низкие цены нужны для объема продаж. Они (ритейлеры – «ДЕЛО») требуют от нас минимальных цен, дешевле, чем их собственный private label, что вообще нонсенс» – жалуется она. – «Но килограмм пельменей не может стоить  5,80  грн если цена мяса – от 50 грн/кг».

По ее мнению, принятие закона аналогичному российскому – задача первостепенной важности. У ритейлеров контраргументы: «Можно понять и производителя – он не укладывается в ту цену, которую хотят видеть власти и говорит нам – а поставьте наценку не десять, а например 5%» – рассказывает Игорь Баленко.  – «Ну а мы не укладываемся в 5% – нам тогда нужно закрывать магазин, потому что мы просто не выйдем на прибыльность». Специалисты констатируют, что у производителей нет другого пути, кроме как договариваться с торговцами. «Сеть находится изначально в более выгодном положении, чем поставщик. Это верно для всех стран, и западных в первую очередь. Стремясь получить наиболее низкую цену от производителя, пользуется своим положением» – поясняет Михаил  Грищенко, директор исследовательской компании RetailStudio.

Источник: ДЕЛО