В столичных аптечных киосках можно без проблем купить наркотические препараты. Для этого не нужны рецепты — лишь отрешенный взгляд, замедленная речь, а также деньги, пишет “Сегодня”.
Корреспонденты газеты купили в аптечном киоске наркотический препарат «Соннат» (наркоманы его называют «Витамин С»). Также журналисты пачками скупали препараты, которые не рекомендуются продавать больше одной упаковки, поскольку их также используют наркоманы.
Опытные провизоры сразу отличат наркомана от нормального человека. Но натянутая куртка с капюшоном, сутулая осанка вместе с отрешенным взглядом и невнятной речью нивелирует сомнения аптекаря. Такими корреспонденты пожаловали в аптечный киоск возле ст. м. «Житомирская». Возле кинотеатра «Экран» невзрачный ларек знают все наркоманы в округе. Заходим, просим «Витамин С». Провизор отворачивается и, к нашему удивлению, вынимает одну таблетку… из стакана и бросает ее нам в руку. Цена одной таблетки — 20 грн., то есть по цене пачки. «Соннат» — это снотворное. Упаковка из 10 таблеток стоит 20 грн. Провизоры, по данным общественных организаций, таким образом зарабатывают до 1 тыс. грн. за ночь. «Это строго рецептурный препарат. В аптечных киосках не могут продавать рецептурные препараты. Только нерецептурные. За такое лишают лицензии», — рассказали в Фармацевтической ассоциации Украины.
Позже журналисты решили купить популярный среди молодежи «Кодтерпин». Он один из многих кодеиносодержащих препаратов от кашля, которые любят наркоманы. Именно лекарства с кодеином используют для изготовления так называемого наркотика «крокодил». Его последствия — кожа наркомана после приемов становится похожей на крокодилью, ноги отмирают. В советские времена этот препарат продавался по рецептам строгой отчетности. Прямо в поликлинике №5 в аптечном киоске журналисты попросили сразу 3 пачки. Девушка опустила глаза и тихо назвала сумму. Чек не выдала. Столько же упаковок «Кодтерпина» закупили в аптечном киоске в переходе ст. м. «Лыбидская».
«Сейчас это как эпидемия. Молодежь 2—3 года назад употребляла трамадол, тогда правительство отреагировало и назвало его наркотиком. Сейчас надо внести кодеиносодержащие препараты хотя бы на количественный учет, — рассказывает замглавы Всеукраинского союза «Движение противодействия наркомании» Роман Ступницкий. — Уголовной ответственности за продажу «Кодтерпина» нет, но есть административная. Любые препараты, которые очень широко используют наркоманы, известные аптечные сети не продают (или лишь по рецепту). Но есть ряд аптечных киосков, где на таких препаратах делают деньги». Журналисты обзвонили все известные большие сети аптек. Действительно, ни в одной «Кодтерпина» не оказалось. «В «Кодтерпине» кодеина 8 мг. А для рецептурной продажи нужно, чтобы кодеина было 10 мг. Но управление по борьбе с наркотиками часто проверяет чековые ленты и смотрит: если продали много, штрафует. Ведь понятно, что наркоманам», — говорит одна из заведующих аптекой Киева.
Борется с продажей наркотиков в аптеках управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД. К сожалению, часто недобросовестные аптеки и крышуют те же милиционеры. «Мы десятки писем слали в Соломенское РУВД, чтобы они отреагировали на одну аптеку. Но там до сих пор продают наркотики. Поэтому я уверен, что там все завязано на каком-то милиционере», — говорит Роман Ступницкий. В МВД соглашаются, что такое есть.
«Такие случаи бывали. Наше управление по внутренней безопасности и СБУ проводят мероприятия по их вычислению. Для таких милиционеров подобные действия не проходят бесследно, — рассказывает начальник ЦОС киевской милиции Владимир Полищук. — Что касается вашей покупки «Сонната», мы проведем исследование этой таблетки. Бывали случаи, когда провизоры подсовывали пустышки, а не наркотические препараты. А это уже другая статья — мошенничество. В этом году мы возбудили 35 уголовных дел за хранение и продажу наркотических веществ. На 13 больше, чем в прошлом. И 17 из них в период с 17 октября по 11 ноября во время спецоперации «Батискаф» по медучреждениям. Тогда было изъято 40 тысяч различных таблеток. А также мы задержали женщину с 60 рецептами на запрещенные препараты. Она их продавала».