Не прошло и девяти месяцев, как правительство наконец-то решилось обнародовать свою версию налоговой реформы, пишет “РБК-Украина”. До конца года остался месяц, а компромисс с парламентом так и не найден, нет полной поддержки и в самом Кабмине. Но бизнес должен поверить, что с 1 января его ждет ни что иное, как сплошные стимулы для экономического развития, упрощение жизни и масса преимуществ. Впрочем, точечное улучшение администрирования на фоне расширения полномочий налоговых органов, повышения ставок и уровня штрафов дает повод бизнесу и экспертам называть предложения не реформой, а “провокацией и тупиком”.
“Никто не читал”
Проект правительственной налоговой реформы был обнародован накануне ночью. Хотя, по словам источника РБК-Украина в Кабмине, “команда разместить все” на сайте Минфина была дана еще утром в понедельник. И речь идет не только об изменениях в Налоговый кодекс, но и о пакете законодательных инициатив, связанных с бюджетным процессом.
Обсуждение не задалось еще на стадии согласования документов членами правительства. К середине дня один из участников переговоров отметил, что “почти закончили” консультации по бюджету: “Но никто не читал же пока. На слух обсуждаем”. Результата не было и к вечеру.
“О чем мы могли договориться? – иронизирует собеседник РБК-Украина. – Что-то отдельно согласовать не получится. Или все, или рвется баланс”.
По сценарию формирования проекта бюджета на новой налоговой базе минус по доходам составляет 108 млрд гривен. В итоге проект бюджета-2016 был обнародован без дополнений, в частности, с прогнозами по налоговым поступлениям и распределению расходов. Вице-премьер Вячеслав Кириленко и министр соцполитики Павел Розенко просили до среды дополнения не публиковать.
“Мы настаивали, так как выставлять несогласованные дополнения абсурдно. День-два, и они будут хотя бы реальными, – пояснил РБК-Украина Павел Розенко. – Общие цифры доходов-расходов не бьют. Сокращение доходов есть, а для сокращения расходов резервов практически нет”.
Новую редакцию Налогового кодекса, как и просили депутаты, Минфин предоставил. Но, как рассказывают в парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики (из недр которого вышла либеральная версия реформы), с просьбой – к 16:00 вторника дать свои замечания.
Отметим, что проект Минфина – документ на 700 страницах. К нему прилагается еще пакет законопроектов с изменениями в ряд законов – от Уголовного кодекса до нормативных актов, регулирующих сбор и учет ЕСВ.
“Естественно все это никто не читал, и сегодняшние (во вторник, – ред.) консультации уже членов правительства, премьер-министра с депутатами носили в основном технический характер. Депутаты делали акцент на той теме, в которой лучше разбираются – на каких-то моментах по трансфертному ценообразованию, демилитаризации налоговой милиции”, – рассказал один из участников встречи.
Основные налоги
Анонсированные ранее ставки по основным налогам – на прибыль, НДС, с доходов физлиц и ЕСВ – в размере 20% заложены в проекте. В частности, по налогу на прибыль, ставка вырастет. Сейчас она равна 18% и, напомним, при принятии еще в 2010 году Налогового кодекса такой ее размер должен был стать базовым. По расчетам Минфина, снижение ставки на 1 п. п. будет стоить бюджету 2 млрд гривен.
“Кабмин, по крайней мере, должен извиниться перед бизнесом, потому что ставка заложена в размере 18% и когда она принималась, то правительство тоже говорило о стабильности”, – отметил замглавы совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник.
В качестве аргумента в свою пользу Минфин приводит предложения по отмене налоговых разниц и пересмотру практики уплаты авансовых платежей. Если новый кодекс вступит в силу, пояснила замминистра финансов Елена Макеева, то в декабре 2016 года плательщики заплатят аванс в размере всего 2/9 от налога на прибыль, начисленного за 9 месяцев.
Убирает правительство из действующих норм и ограничения по включению в валовые затраты расходов. Для предприятий, которые инвестируют в развитие в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года, предложен инвестиционный налоговый кредит путем уменьшения налоговых обязательств. В то же время для ряда бизнесов к уже и так повышенной ставке налога на прибыль будет применяться надбавка в размере 15%. Речь идет о добыче газа частными компаниями. Рентную плату для них предложено снизить до 29% и 14%, в зависимости от глубины залежей, но определенным компенсаторов станет надбавка. Для субъектов, которые занимаются букмекерской деятельностью, выпуском и проведением лотерей, а также азартных игр наряду со ставкой налога на прибыль планируется применить и налог на доход в размере 20%, сниженный на сумму сделанных игрокам выплат.
В то же время президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко отметил, что моментальный переход более 161 тыс. юридических лиц, которые сейчас находятся на едином налоге, на общую систему не будет способствовать увеличению платежей: “Это полностью убивает бизнес”. Правда в заключительных положениях к кодексу прописаны нормы о применении минимальных штрафов – 1 гривна – для тех, кто с нового года перейдет на общую систему.
“Переписаны понятия капитальных инвестиций, – добавила вице-президент, глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз. – инвестицией считается то, что приобретено, а то, что произведено, – уже нет”.
В то же время в разделе о НДС, где остается система электронного администрирования НДС, так и не вводится процедура автоматического возмещения налога для всех категорий плательщиков.
“Ответы, которые ожидали получить, так и не получили. Зачем тогда эта система, по которой ГФС все видит, но в “автомате” всем не возмещает”, – заявил Олейник.
Более того, перечень критериев на получение НДС в автоматическом режиме не уменьшается, а плательщик еще и должен будет предоставить финансовую гарантию банка, который и оплатит возможное завышение предприятием бюджетного возмещения.
Однако Минфин в проекте прописывает норму о том, что плательщик не может быть лишен права на налоговый кредит, возмещение “за незначительные недочеты в оформлении первичных документов”. Кроме того, для того чтобы “гарантировать прозрачность работы контролирующих органов”, правительство предлагает всю информацию о возмещении – от сумм заявок до просроченной задолженности – сделать публичной. Также планируется обнародовать данные о переплатах, о количестве уголовных производств, поданных жалоб, суммах исковых жалоб плательщиков.
Как по налогу на прибыль, так и по НДС отменяется ряд налоговых льгот. Ставка НДС на лекарства будет повышена, преференций лишатся отрасли самолетостроения, книгоиздатели, как и обещалось, планируется ликвидироваться спецрежим для аграриев, а также лесного хозяйства и рыболовли.
Акцизные сюрпризы
Для плательщиков акциза в кодексе также заложено много новых сюрпризов. Полной неожиданностью для производителей крепкого алкоголя стало повышение ставки акциза вдвое – с 70,53 гривен за 1 л 100-процентного спирта до 141,06 гривен. Причем, ежегодно ее уровень будет повышаться еще на 5% и к 2020 году составит 171,47 гривен. Изначально Минфин декларировал ставку в 105,8 гривен.
Производители отмечают, что Минфин так и не соизволил встретиться с участниками рынка. Глава ассоциации “Укрводка” Владимир Остапюк уверен, что 100-процентное повышение акциза на алкоголь приведет к катастрофическим последствиям. Бутылка водки 0,5 л будет стоить 90 гривен (сейчас минимальная стоимость почти 55 гривен), а производство сократится вдвое.
“Уже с начала года половина предприятий ликеро-водочной отрасли будет вынуждена остановить производство, а почти полмиллиона людей останутся без работы, – уточнил Остапюк. – Налоговые поступления будут сокращены на 50%, в Украине воцарится эра отравлений фальсификатом, а доля теневого сектора вырастет до 65%. Именно таких последствий ожидает отрасль после принятия этого кодекса”.
Что самое обидно, добавляют участники рынка, под такие изменения прописан бюджет.
“И таким образом всех раком ставят: или вот такая фигня, или нет бюджета. Вот интересно, что наши министры будут говорить на Кабмине по этому поводу”, – возмутился один из производителей.
Не слишком довольны ставками и на пивном рынке (рост акциза вдвое, до 2,48 гривен/1 л, к 2020 году – 3,01 гривен), но в первую очередь – лукавством Минфина. Он, сравнивая уровень нагрузки с Европой, забыл упомянуть, что в Украине акциз состоит из двух компонентов: налог с производителей плюс 5% с розницы.
“Если посчитать общую акцизную нагрузку на продукт, то по пиву мы уже при нынешних ставках практически в Европе, без всяких дальнейших повышений, – пояснил директор по корпоративным связям EfesUkraine Валентин Бойницкий. – А приводить в пример ставки “отдельных европейских стран” в гривнах, не приводя при этом зарплаты “отдельных европейских стран” в гривнах – это явная манипулятивная риторика”.
Менеджер по вопросам фискального регулирования “Филип Моррис Украина” Алексей Калиниченко отметил, что и в табачной отрасли любые предложения участников рынка, которые неоднократно обсуждались с Минфином, были проигнорированы. Новый проект Налогового кодекса сохранил все противоречия действующего закона. Например, срок оплаты акциза “при покупке акцизных марок”, пояснил он, опережает дату возникновения налоговых обязательств. Определение “максимальной розничной цены” – в конфликте с нормой об акцизе, объектом налогообложения которого является розничная реализация, а сам акциз начисляется дополнительно к максимальной розничной цене.
“Мы не видим, каким образом резкое поднятие ставок и замораживание существующих законодательных противоречий может “создать конкурентные условия в налогообложении и стимулировать экономическую деятельность в Украине”, – резюмировал Калиниченко.
Кроме того, в проекте кодекса Минфин зафиксировал норму о передаче в армию конфискованных сигарет, хотя до этого высказывался против такой практики. Отметим, что подобная норма будет действовать и в отношении конфискованных автомобилей.
Планируется и введение электронного администрирования акцизного налога и электронной марки – в Минфине отмечают, что эта норма практически полностью была позаимствована из депутатского проекта налоговой реформы. Однако электронная марка не исключает наличие бумажной.
За введение электронной системы контроля за оборотом и производством подакцизных товаров выступает директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн. Этот механизм, по аналогии с НДС, даст возможность значительно сократить теневой оборот топлива. По его словам, в этом году теневой оборот составит 23% (около 600 тыс. т).
“Через пистолет на заправках продают больше, чем закупают, с помощью акцизной накладной будет вестись сверка. Это предложение – не самодеятельность. Оно действительно было обсуждено с участниками рынка и все его поддерживают. Кричат только те, кто занимается схемами”, – заявил Куюн.
Недостатки против преимуществ
В Минфине заверяют, что их вариант реформы даст только преимущества: бизнес-среда станет конкурентной, предприятия получат выгоды от макроэкономической стабильности. Закладывается и законодательная стабильность – мораторий на два года на внесение изменений в налоговое законодательство.
В то же время в процедуре администрирования налогов не так много улучшений. На фоне увеличения штрафов практически по всем видам нарушений в 10 раз и расширения полномочий ГФС, создание электронного кабинета плательщиков, перевод процедуры рассмотрения жалоб на центральный уровень не так уж и ярко выглядит.
Например, дополнительным поводом для внеплановой документальной проверки может стать временная приостановка хоздеятельности. ГФС может без решения суда получить доступ к информации о наличии, балансе и движении средств на счетах юридических и физлиц. Сейчас это возможно лишь после обращения в суд, данные о балансе банками не предоставляются.
“В зобу дыханье сперло, как прочитал реформу. Отсутствуют подвижки в администрировании, убивается упрощенная система, возникает налоговая милиция – только под новым именем”, – возмутился Леонид Рубаненко.
Даже крупный бизнес, которому важны не столько ставки, сколько качественные условия администрирования, и то не видит особенных стимулов.
“Мы спрашивали, как на теневом секторе отразится реформа, ответа не получили, – отметила исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко. – Сложно, конечно, проект назвать прорывом – все ставки по 20%, декларирование, что в 2018 году будет единая ставка НДФЛ и ЕСВ – тоже хорошо”.
При этом она и считает, что для полной адаптации бизнеса и контролирующих органов к новым правилам необходим год, поэтому вступить в силу документ должен с 2017 года.
“Если уж мочи нет терпеть, то хотя бы один квартал поработать и с полугодия начать жить по новым правилам”, – подчеркнула Деревянко.
Последствием принятия этого варианта налоговой реформы, уверен Дмитрий Олейник, может стать полный хаос в ближайшие три месяца, а то и полгода. В то же время Рубаненко уверен, что “провокация” от Минфина никогда не пройдет парламент.
Вчера на консультациях в правительстве премьер-министр Арсений Яценюк призвал депутатов к конкретным предложениям. Если есть необходимость снижать ставки, то должны быть предложения и по компенсаторам. Елена Макеева добавила, что Минфин даже готов прописать в кодексе переходной период и закрепить снижение ставки прибыли до 18-19% с 2017 года, а через год – еще больше. Также Минфин готов к дискуссии и по ставкам ЕСВ, однако пока конкретных предложений от депутатов не поступало.
На прошлой неделе Кабмин анонсировал принятие всего пакета законодательных изменений 2 декабря. В этот же день документы обещали передать и в парламент. Однако в повестке сегодняшнего заседания правительства эти вопросы не фигурируют. Источник РБК-Украина в Кабинете министров не исключает, что пока их не будут выносить: “Настроения ожидаемые. Все – приехали”.