Ср. Лис 27th, 2024

Европа считает, что пришло время урегулировать онлайн-торговлю, побеспокоиться, чтобы и покупатель был максимально защищен, и налоги собирались с отрасли, которая выросла из коротких штанишек. А в Украине?

«О какой ответственности может идти речь в Украине, если даже крупнейший онлайн-ритейлер в стране, декларирующий на своем интернет-сайте «воплощение маленькой мечты и грандиозных планов миллионов людей», не сообщает этим людям на том же сайте название компании, которая стоит за популярной торговой маркой», – задается вопросом редактор отдела макроэкономики и бизнеса Сергей Следзь.

u0420u0438u0442u0435u0439u043b u0432 u0422u0435u043bu0435u0433u0440u0430u043c

Примеру ритейлера следуют и другие известные интернет-магазины. Это подтверждает мониторинг наиболее посещаемых интернет-магазинов Украины: шесть из 25 торговых площадок не указывают на сайте компанию и форму организации бизнеса.

«Естественно, отсутствует там и код ЕГРПОУ, идентифицирующий компанию на случай претензий со стороны потребителя», – объясняет автор в материале для ZN.UA.

Посещаемость этих магазинов в марте этого года составила 111 млн заходов, при этом практически половина из них – 50,3 млн посещений – пришлись именно на неидентифицированных продавцов.

По сути, это означает, что около 50 млн раз только за один месяц были нарушены права посетителей этих интернет-магазинов. Ведь отсутствие информации о продавце лишает потребителя возможности знать, кто непосредственно ему продает товар, и защитить свои права в случае необходимости.

Только за 2,5 месяца жесткого карантина на одной платформе был создан 1 271 новый интернет-магазин. Как посчитать всех, кто ведет коммерческую деятельность в Интернете, ведь интернет-магазин в Украине – это до сих пор «витрина для товара», а не место торговли.

Какой механизм выберет государство, неизвестно, возможно, блокировку сайтов-нарушителей, или реестр интернет-магазинов с добровольной регистрацией, или идентификацию через модное приложение «Дія», но инструмент упорядочивания хаоса должен быть выработан, подчеркивает автор.

«Именно совокупность проблем ставит перед Украиной задачу – в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС имплементировать Директиву №2011/83/ЕС Европейского Парламента и Совета от 25 октября 2011 года о правах потребителей», – объясняет эксперт.

Этой Директивой как раз определены механизм защиты прав потребителей в сфере электронной торговли, гарантии покупки-продажи товаров в сети Интернет, использования права отказа потребителя от приобретенного товара, гарантии возврата средств потребителю при расторжении договора.

В соответствии с ней Минэкономики разрабатывает новую редакцию закона «О защите прав потребителей». Мнения экспертов учитываются специально созданной рабочей группой, в которую вошли также общественные организации и бизнес-ассоциации.

«Ключевой момент: «Законопроектом предусматриваются требования к информации, которая должна указываться на сайте интернет-магазина о субъекте хозяйствования с целью его идентификации, и ответственность за непредоставление такой информации». То есть как в Европе…», – резюмирует Следзь.

Коронакризис ускорил развитие интернет-торговли. Сюда потекли деньги, но никуда не делись хаос организации и обман потребителя.