Премьер-министр УкраиныАлексей Гончарук в ходе форума Yalta European Strategy (YES), который состоялся в Киеве в первой декаде сентября, провел встречу с бизнесменами из аравийских монархий, предложив им инвестировать в украинские футбольные клубы, сообщает Eadaily. Если это завуалированное приглашение арабского капитала к приватизационным процессам на Украине, старт которым намерено дать правительство Гончарука в скором времени, то предложение не столь удивительное, как кажется на первый взгляд.
Арабский капитал может вложиться в украинский футбол из имиджевых соображений, готовя почву для инвазии в ряд отраслей украинской экономики. Как коммерческий проект украинские футбольные клубы неинтересны ввиду низкой покупательной способности населения, а украинские олигархи в большинстве своем используют клубы в качестве инструмента усиления своего политико-экономического влияния и отмывания денег.
Наиболее привлекательными активами на Украине для арабского капитала, безусловно, являются земли сельскохозяйственного назначения и предприятия АПК. Планируется, что мораторий на куплю-продажу земли сельскохозяйственного назначения будет снят с конца 2020 года, хотя правительство Гончарука изначально было настроено пойти на этот шаг уже к концу нынешнего года. По данным международной инициативы по мониторингу земельных ресурсов (Land Matrix Initiative), капитал из Саудовской Аравии прямо или опосредованно уже контролирует 231 тыс. га сельскохозяйственной земли на Украине.
В прошлом году компания из Саудовской Аравии SALIC выкупила украинский агрохолдинг «Мрия» (земельный банк — 165 тыс. га), который в 2014 году объявил дефолт и был выставлен на продажу. На Украине SALIC владеет также компанией Continental Farmers Group (CFG), которая обрабатывает 45 тыс. га земли во Львовской и Тернопольской областях. Сама же SALIC принадлежит Фонду государственных инвестиций Саудовской Аравии.
О намерениях арабского капитала более активно инвестировать в украинский агросектор говорилось еще в 2016 году, когда был создан Украинско-арабский деловой совет, в чьих планах значилось создание коммерческого банка со 100-процентным арабским капиталом. Бизнесмены, представляющие аравийские монархии, не скрывали, что им интересны инвестиции в сельское хозяйство, переработку, сопутствующую инфраструктуру под залог земли как товара. Собственно, планы арабского капитала могут быть реализованы уже в следующем году, когда украинские власти намерены открыть рынок земли сельхозназначения.
Напомним, что аравийские монархии являются одними из крупнейших нетто-импортеров продовольствия в мире, а Всемирный банк в 2014 году признал, что перебои с поставками продукции сельского хозяйства с Украины, которая переживала острую фазу политической нестабильности, могут спровоцировать продовольственный кризис в странах Аравийского полуострова. Примечательно, что Саудовская Аравия несколько последних лет удерживала первую позицию среди импортеров украинского ячменя, а Катар является одним из основных потребителей яиц украинского производства. Собственно, в этой связи усиление интереса арабского капитала к АПК Украины выглядит вполне объяснимо, тем более после 2014 года произошла девальвация значительной части расположенных на Украине активов, что делает их более привлекательными для потенциальных покупателей, склонных к риску.
Кроме того, интерес к украинским активам укладывается в логику инвестиционной программы Saudi Vision — 2030, нацеленной на всестороннюю диверсификацию экономики Саудовской Аравии.
Наличествует интерес у арабского капитала и к отдельным объектам украинской инфраструктуры, которая необходима для вывоза агросырья. В 2017 году компания SALIC заявляла о планах возвести портовый терминал на черноморском побережье. Эти планы покамест остались «на бумаге», но грядущее открытие рынка сельхозземли наверняка подтолкнет арабский капитал к более активным действиям на данном направлении.
Украинские морские порты были выставлены на приватизацию (передачу в концессию) еще в 2015 году правительством Арсения Яценюка, этот же курс сохранился при кабинетах Владимира Гройсмана и Алексея Гончарука. Среди представителей иностранного капитала с 2016 года визиты в украинские порты осуществляли компании из Китая, Катара, ОАЭ, которые изучали возможность инвестирования в портовую отрасль. В частности, компания Mwani Qatar в 2017 году подписала меморандум о взаимопонимании с Администрацией морских портов Украины (АМПУ) и высказывала намерения взять в концессию порты Ольвия и Херсон. В свою очередь в 2018 году на украинский рынок вышла компания P&O Maritime (на 100% принадлежит портовому оператору из ОАЭ DP World Group, одному из крупнейших в мире), которая предоставляет буксирные услуги в порту Южный. Одновременно с этим представители DP World Group в начале 2019 года посетили Одесский морской торговый порт, также входящий в сферу интересов компании из ОАЭ.
В сущности, битва за порты Украины еще впереди — в ней поучаствуют и арабский капитал, и компании из Китая, и украинские олигархи. Среди последних наибольшими лоббистскими и финансовыми возможностями обладают Игорь Коломойский и Ринат Ахметов, уже контролирующие ряд украинских морских портов через своих ставленников в АМПУ и менеджменте портов.
Среди промышленных активов арабскому капиталу, а конкретно компаниям из Саудовской Аравии, интересно украинское авиастроение, которое после 2014 года, ознаменовавшегося разрывом кооперационных связей с Россией, находится в фазе стагнации. В 2017—2018 годах авиаконцерн «Антонов» и саудовская компания Taqnia Aeronautics работали над созданием транспортного самолета Ан-132D и его продвижением в мире, а также декларировались планы строительства в Саудовской Аравии, в городе Таиф, авиационного завода с участием специалистов и технологий «Антонова». Впрочем, сотрудничество оказалось недолгим — «Антонов» весной 2019 года остановил производство Ан-132D из-за отказа саудовских заказчиков и их выхода из совместных проектов. В то же время имеется предположение, что основной целью саудовской стороны в рамках сотрудничества с украинским авиаконцерном выступало заполучение технической документации «Антонова», что, весьма вероятно, было достигнуто.
Определенные интересы у Катара имеются в газовой отрасли Украины. В частности, в прошлом году Петр Порошенко в ходе визита в полуостровной эмират договаривался о закупках катарского газа. С технической точки зрения катарский газ на Украину может идти с польского СПГ-терминала в Свиноуйсьце, который польские власти намерены превратить в региональный хаб, рассматривая Украину в качестве перспективного рынка сбыта. Проблемой остается расширение сети интерконнекторов между Польшей и Украиной, поскольку их нынешняя пропускная способность составляет всего 1,5 млрд кубометров в год. Впрочем, эта проблема вполне решаема, тем более руководство Украины декларирует курс на закупки американского СПГ, который поставляется в Польшу, где через полтора года планируется завершение строительства еще одного СПГ-терминала в Гданьске.
В целом есть все основания утверждать, что инвазия арабского капитала в украинскую экономику в нынешнем политическом цикле будет набирать обороты и арабский капитал не будет пасти задних в ходе приватизационных процессов на Украине. Она хоть и пребывает на периферии внешней политики аравийских монархий, но почему бы и не заработать на резко утративших после 2014 года в цене активах.