Пн. Лис 18th, 2024

Посещаемости региональных ТРЦНесмотря на обилие торговых центров в мегаполисах, украинцам придется побегать в поисках обновок. Взаимоотношения ритейлеров с управляющими и владельцами торговых центров заметно меняются. Резкое снижение покупательной способности украинцев в первом полугодии 2014 года привело к почти двукратному падению продаж в сегментах fashion, бытовой техники и товаров для дома, пишут «Комментарии».

«Отложить покупки одежды и обуви украинцев заставило и военное противостояние в Донбассе, ведь на востоке страны находится порядка 15–20% от общего количества магазинов», — отмечает партнер Ассоциации ритейлеров Украины Александр Фиалка. Ввиду образовавшегося дефицита живых денег торговцы решили сэкономить на аренде.

u0420u0438u0442u0435u0439u043b u0432 u0422u0435u043bu0435u0433u0440u0430u043c

На перспективы дальнейшего сотрудничества с арендодателями владельцы непродуктовых сетей и одиночных магазинов смотрят теперь иначе. Даже в самых модных торговых центрах арендаторы не готовы мириться с кабальными условиями контрактов, предусматривающих привязку арендных ставок к долларовому эквиваленту. Несмотря на открытые протесты (как, например, в ТЦ Gulliver, где на забастовку вышли 30 из 160 арендаторов) и закрытие торговых точек без лишнего шума (как происходит в Ocean Plaza), заметных подвижек в решении этого вопроса не наблюдается.

Начавшиеся весной переговоры о реальном снижении ставок аренды и их фиксации в договорах на уровне 8,5 грн. привели лишь к кратковременному компромиссу. Максимум, чего удалось добиться крупным сетевикам, управляющих магазинами под разными брендами, — это предоставления арендных каникул, под которыми подразумевается 10–30%-ный дисконт по ставкам в среднем на три-четыре месяца. Навстречу одиночным ритейлерам девелоперы так и не пошли — вместо этих магазинов в торговых центрах появились «дыры».

Директор отдела аренды девелоперской компании Arricano Юлия Счастливая подтверждает, что сейчас найти замену арендатору очень сложно. Эксперты прогнозируют: по-настоящему массовый исход из торговых центров начнется с осени, так как срок окончания арендных поблажек истекает в сентябре.

Менеджер по развитию сети Mango в Украине и странах СНГ Юлия Селивановская не понимает, почему для ускорения сроков окупаемости проекта ТРЦ должен много платить арендатор. Как отмечает операционный директор компании Zeebra (сети Butlers, Glossip, I am, Six) Георгий Шалдырван, из-за 70% сокращения спроса на товар и скачка курсов валют размеры сегодняшних убытков для розничных компаний являются критичными.

«На рынке появилось потенциально много «мертвых» операторов. Ведь сценарии «плюс-минус 5% продаж» уже не работают. Скорее всего, в ближайшие месяцы рынок покинет порядка 30–40% розничных компаний. Упрямство арендодателей в их нежелании разделять потери приведет к тому, что до очередного этапа переговоров доживут немногие», — считает он.

Миграция из дорогих ТРЦ в более дешевые объекты маловероятен, поскольку этот процесс влечет за собой существенные затраты для ритейлера. Зная, что выход из торгового центра чреват для ретейлеров штрафными санкциями, большинство non-food операторов ведут бизнес по-хитрому.

«За арендным контрактом с ТРЦ зачастую стоит компания-пустышка с уставным фондом 5–10 тыс. грн., которую проще обанкротить, нежели продолжать выполнять кабальные обязательства. С иностранным партнером можно позже договориться о возобновлении сотрудничества, зарегистрировав другое физлицо — предпринимателя», — объясняет Георгий Шалдырван.

На Крещатике уже нельзя приобрести продукцию Gap и Marks&Spenser — флагманские магазины этих брендов покинули центр столицы. Но есть и приятный сюрприз для покупателей. Из-за острой необходимости ритейлеров в оборотных средствах практически все бренды с самого начала лета открыли сезон распродаж — на сегодня скидки во многих магазинах достигли 70%.

По наблюдениям Александра Фиалки, ретейлеры в период распродаж даже слегка нарастят объемы продаж — в основном это касается сегмента «средний минус». Но как только период дисконтов закончится, торговые центры опустеют.

«Покупатели меняют вкусы и подход к формированию гардероба — переориентируются с дорогого сегмента на эконом», — подтверждает руководитель компании «БНС-Трейд» Вита Войнилович.

Другое негативное последствие новой товарной политики — сокращение ассортимента.

«Зависимость прямо пропорциональная: как только товарная матрица будет пересмотрена в сторону уменьшения, на поиск конкретной вещи придется потратить в два-три раза больше времени, вплоть до ее заказа за рубежом», — говорит консультант по стилю Роман Медный.

Альтернативой традиционному шопингу в сложившейся ситуации становятся покупки через Интернет. Некоторые ритейлеры попробуют подняться на волне развития онлайн-торговли. Например, такой путь избрала Helen Marlen Group, решившая закрыть 25% стационарных магазинов в пользу интернет-площадки.

Третий минус — отказ иностранных сетей от экспансии в Украине. Планы по развитию в нашей стране на неопределенный период заморозила шведская сеть одежды H&M, передумала открывать новые магазины и российская обувная сеть Kari. Глава офиса JLL в Украине Дмитрий Сенниченко убежден, что кризисное время благоприятно только для товаров первой необходимости — продуктовой группы, фармацевтической продукции и бытовой химии.

В целом к 2015 году в Украине останется работать не более половины нынешних ритейлеров. Александр Фиалка считает, что владельцы торговых центров пытаются делать «хорошую мину при плохой игре», говоря об избирательном подходе к выбору арендаторов и предпочтении сетевых операторов, генерирующих максимальный покупательский трафик и денежный поток. На самом деле в будущем у торговых центров ожидаются большие проблемы, и управляющим ТРЦ придется приспосабливаться к переизбытку торговых площадей. Логично предположить, что ужесточение конкуренции между столичными центрами вынудит девелоперов снижать цены на аренду.