20 декабря в Киеве открывается ресторан третьей по величине сети фастфудов в мире KFC. Об особенностях украинского рынка заведений быстрого питания и дальнейших планах развития сети рассказал директор по франчайзингу Yum! Restaurants International Russia & CIS Юрий Бабич, пишет Коммерсантъ.
— Первые переговоры о выходе KFC в Украину велись еще несколько лет назад. Почему компании понадобилось столько времени?
— Для нас приоритетным был российский рынок. Сейчас у нас там около 110 ресторанов, и мы готовы выйти в Украину. Ваш рынок большой и ненасыщенный: в городах с населением свыше 300 тыс. человек мы потенциально можем открыть по одному ресторану на каждые 100 тыс.
— McDonald`s называют вашим главным конкурентом. За счет чего вы будете конкурировать с ним?
— Мы не совсем конкуренты. Мы ориентированы на куриное меню и являемся не просто заведением общественного питания, а местом социализации. К нам часто приходят пообщаться с друзьями или воспользоваться бесплатным WiFi. Поэтому по большому счету мы конкурируем со всеми заведениями общепита, а если более широко, то со всей индустрией развлечений — человек может провести время у нас или пойти в кино.
— Сколько составит средний чек KFC в Украине и будет ли он отличаться от российского?
— Да, в Украине он будет ниже, чем в России,— 30-35 грн (в России около 50 грн.—”Ъ”). Мы работаем на масс-маркете, поэтому очень важно, чтобы наша продукция была доступной.
— Кто будет поставлять продукты в рестораны?
— У нас есть стратегический партнер — PepsiCo. В Украине мы также будем сотрудничать с производителем куриного мяса “Мироновским хлебопродуктом”. Да, мы знаем, что у них есть собственная сеть фастфудов, но не считаем это конфликтом интересов. Дело в том, что мы контролируем качество сырья, а договоры с поставщиками заключают сами франчайзи. Более того, в разных регионах страны это могут быть разные поставщики.
— В Украине уже работают две сети с куриным меню — McFoxy и “Крылья”. Но обе они не выполняют заявленных планов работы. Почему вы считаете, что у вас получится?
— Мы не вникали в то, что получилось или не получилось у наших конкурентов. У нас есть успешный опыт работы на 110 рынках. У KFCсильный бренд, и мы ориентированы именно на его развитие, а не на анализ действий конкурентов.
— Вы проводили исследование о том, насколько узнаваем бренд KFCв Украине?
— Нет, специального исследования не было. Но, по нашим данным, KFCнеплохо знаком потребителям, которые путешествуют по Европе, Америке или России. Сейчас мы не будем проводить кампаний по продвижению бренда, но в дальнейшем планируем это делать.
— KFC известна еще и благодаря протестам сторонников здорового питания и организаций по защите животных. Например, американская исполнительница Pink собирает подписи за закрытие сети. Как вы будете бороться с этим имиджем в Украине?
— На рынках СНГ это вопрос даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня. Кроме того, мы считаем, что еда сама по себе не может негативно влиять на здоровье. Как правило, на это влияет совокупность факторов, среди которых занятия спортом, экологическая среда и так далее. Мы со своей стороны поддерживаем идею здорового питания и, в частности, финансируем спортивные мероприятия. Например, в России мы проводим свой чемпионат по футболу среди любительских команд.
— Yum! Brands развивает еще две сети фастфудов — Pizza Hut и Taco Bell. Будут ли они представлены в Украине?
— Пока мы не планировали их выход в ближайшие годы, но в долгосрочной перспективе это возможно.
— Кто будет развивать ваши рестораны по франшизе?
— Первый ресторан KFC в ТРЦ Ocean Plaza открыла “Украинская пищевая компания”. Мы также договорились с “Глобальной ресторанной группой Украина” — у нее, как и у первого партнера, другого бизнеса в Украине нет — и компанией “Хеппик” (развивает в стране сеть ресторанов Mafia). Мы активно ведем переговоры, а также привлекаем новых потенциальных франчайзи.
— В одной из сетей, которые вели с вами переговоры, утверждают, что размер роялти KFC слишком высок и сравним с их собственным доходами…
— Наши франчайзи зарабатывают больше 6% от оборота. Открытие ресторана обходится примерно в $700 тыс., которые отобьются за три-семь лет. Это бизнес, который развивают не за год и не за два и оставляют в наследство детям. Мы предоставляем партнерам готовые решения по технологии ведения бизнеса и контролю стандартов качества. Затраты на продвижение берет на себя франчайзи, маркетинговый бюджет составляет 4% доходов. Мы со своей стороны предоставляем креативную часть и разработку рекламных решений.
— Не будут ли франчайзи конкурировать между собой?
— Естественно, компании-партнеры пересекаются между собой, но наша задача как франчайзера — исключить избыточную конкуренцию. У нас есть специальный подход: система резервирования площадок под рестораны. То есть кто первым зарезервировал место — тому и принадлежат дальнейшие права на работу. Мы даем лимитированное время на работу с данным местом. Существует также определенная торговая зона вокруг него, в которой открывать новые заведения нельзя.
— Считается, что развивать фастфуды в Украине сложно из-за высоких ставок аренды торговых помещений…
— Участники рынка часто склонны преувеличивать свои проблемы и считать их уникальными. Найти подходящее помещение сложно в любой стране, а по сравнению с московскими киевские арендные ставки нас не пугают.