Налоговая служба обвиняет IDS Borjomi — крупнейшего в СНГ производителя минеральных вод — в неуплате налогов на сумму около 6 млн грн. В компании отрицают обвинения и отмечают, что уже много лет проходят аудит Deloitte. Независимые юристы также указывают на нарушения в действиях следственных органов. А зарубежные акционеры IDS Borjomiобещают начать разбирательства в судах своих стран, сообщает Коммерсантъ.
Причиной ареста счетов IDS Group Ukraine стали обвинения в неуплате более 6 млн грн налогов, сообщил вчера журналистам гендиректор компании Марко Ткачук. В конце октября налоговая милиция Полтавской области и прокурор Львовской области по запросу Государственной налоговой службы (ГНС) возбудили уголовные дела в отношении должностных лиц Моршинского и Миргородского заводов минеральных вод (входят в IDS Group Ukraine). Согласно постановлениям о возбуждении дел, предприятия обвиняются в поставке продукции по заниженным ценам дистрибуторской компании “Индустриальные и дистрибуционные системы” (также входит в IDS Group Ukraine), что искусственно уменьшало их валовый доход. Следователи уже изъяли часть бухгалтерской документации предприятий, рассказал господин Ткачук.
В IDS считают, что для возбуждения уголовного дела нет оснований, так как ГНС не проводила проверок на предприятиях. “Мы не понимаем, на каких данных основываются выводы налоговой”,— отметил господин Ткачук. По его словам, IDS Group Ukraine только за 2011 год уплатила в бюджет 211 млн грн налогов, а проверкой компании уже 14 лет занимается один из крупнейших мировых аудиторов Deloitte: “Мы серьезная международная компания, портить деловую репутацию, чтобы сэкономить 6 млн грн, нам невыгодно”. Гендиректор добавил, что компания уже обжаловала постановления ведомств.
Глава ГНС Александр Клименко отказался комментировать обвинения IDS, отметив лишь, что это уже не первая компания, которая пытается доказать свою невиновность с помощью широкой огласки.
“Но в итоге все они признают свои ошибки и платят налоги — как, например, Rozetka.ua”,— сказал он. В пресс-службе ГНС подчеркнули, что следственные действия относительно компании отвечают требованиям законодательства.
Отсутствие доказательной базы в постановлениях дает все основания оспорить их, считает партнер юрфирмы “Василь Кисиль и партнеры” Наталья Доценко-Билоус.
“В документах нет доказательств того, что цены были умышленно занижены — нет даже сравнения цены завода с обычной ценой на рынке”,— отметила эксперт, ознакомившись с копиями постановлений. IDS необходимо лишь доказать, что предприятия осуществляли поставки по обычной цене. “Даже небольшие предприятия подстраховываются на такой случай — имеют в запасе заключение, что их цены соответствуют рыночным. У IDS его не может не быть”,— добавляет госпожа Доценко-Билоус.
Если же украинские суды откажутся удовлетворить протест IDS, иностранные акционеры будут подавать в суды своих стран иски к ГНС.
“Мажоритарным акционером компании является семья покойного Бадри Патаркацишвили, основателя Borjomi. Миноритарными — топ-менеджеры из Голландии, Франции, Великобритании и США. Все они готовы судиться в своих странах с украинскими властями”,— говорит член совета директоров и совладелец IDS Borjomi Жак Флери. Впрочем, госпожа Доценко-Билоус отмечает, что иностранные суды вряд ли смогут помочь в налоговом споре — это дело касается исключительно Украины.
Уголовные дела могут сорвать готовящуюся сделку по продаже компании, говорит господин Ткачук:
“Каждый день простоя Миргородского завода обходится в 3 млн грн. В случае остановки обоих заводов запасов хватит на две недели — после этого компания будет терять потребителей”.
Как сообщал “Ъ”, владельцы компании ведут переговоры минимум с шестью российскими и международными инвестиционными фондами о продаже компании: Standard Capital, TPG, Klever Asset Management, АФК “Система”, фондом, близким к “Альфа-Групп”, а также одним из фондов, близких к президенту Международной шахматной федерации Кирсану Илюмжинову. По словам господина Флери, компания оценена в $550 млн, из которых $60 млн составляет стоимость Моршинского завода и до $80 млн — Миргородского. Ранее Львовский суд арестовал украинские, а Басманный суд Москвы — российские активы IDS Borjomi.