Пт. Гру 27th, 2024

Что победит в российском потребителе: желание сэкономить или любовь к шопингу как к психотерапии?, – задается вопросом Slon.ru.

В кризис люди стали обдуманнее относиться к тратам на одежду: импульсных покупок теперь значительно меньше. В итоге у fashion-ритейлеров упали продажи аксессуаров, средний чек уменьшился на 30%, а часть покупателей из концептов перешла в дисконты. Нам пришлось сократить ассортимент наших флэш-коллекций (дополнительных), которые включают в себя более дорогие модели, например, с натуральным мехом. С другой стороны, очевидно, что fashion-ритейл в России будет развиваться точно не хуже, чем в Европе. Все потому, что российский потребитель более склонен к спонтанным тратам, которые чаще всего совершаются именно в секторе масс-маркет. У нас долгое время не было возможности покупать то, что мы хотим. Поэтому сейчас шопинг для нас – это удовольствие, психотерапия и отдых.

u0420u0438u0442u0435u0439u043b u0432 u0422u0435u043bu0435u0433u0440u0430u043c

Например, Finn Flare интереснее развиваться в России и Украине, чем на родине, в Финляндии. Потому что, несмотря на большие зарплаты, в Европе огромные налоги и коммунальные платежи. Спонтанных покупок там почти не бывает, все распланировано на год вперед. А россияне, несмотря на низкие доходы, готовы отдавать значительно большую их часть за одежду. Например, если испанцы тратят на нее в месяц в среднем около 50 евро, то в России эта сумма составляет уже 150 евро. Потому российский fashion-рынок рынок остается привлекательным, в том числе для зарубежных компаний. Хотя в текущей ситуации выйти на него удается только крупным международным фирмам с известными брендами, продуманной маркетинговой стратегией и неплохими рекламными бюджетами.

Главный тренд 2012 года – оптимизация. Заработать в ритейле стало гораздо сложнее: на фоне удорожания сырья приходится бороться с издержками, потому как покупатель к росту цен на продукцию не готов. Одна из основных тем – арендные ставки. По нашим прогнозам, с февраля 2012 года начнется их постепенное снижение. Все-таки стагнация в ритейле будет продолжаться и усугубляться, материальное положение покупателей тоже не улучшится. Девелоперам просто придется пойти на скидки.

Второе: грандиозные планы развития в Москве осуществить не удастся, потому как хороших торговых центров появляется все меньше. В 2011 году вводились, в основном, те объекты, которые строились во время кризиса 2008 года. И их очень мало. Самое время сделать ставку на региональное развитие. Россия – огромная по площади страна. Кроме столиц есть еще привлекательные регионы, где люди зарабатывают на природных ресурсах неплохие деньги и готовы тратить их в немногочисленных магазинах. Региональное развитие сулит неплохие перспективы: арендные ставки ниже, конкуренция меньше.

Третье: интернет-торговля. Если раньше крупные сети предпочитали делать каталоги на своих сайтах, то теперь все стремятся создать интернет-магазин, чтобы покупатель мог тут же приобрести понравившуюся вещь. Наша компания была одной из первых, кто открыл монобрендовый интернет-магазин – еще до кризиса, в начале 2008 года. Так что мы давно оценили все преимущества онлайн-торговли: никакой арендной платы, возможность постоянного обновления ассортимента, личное общение с покупателями. Основная аудитория – жители небольших городов, где пока еще нет наших магазинов, а также те, кто предпочитает делать покупки в интернете: молодые мамы, занятые люди, молодежь.

И последнее – не расслабляться. В мировом ритейле началась стагнация, к сожалению, это неоспоримый факт. Прогнозы относительно поведения потребителей у нас не самые радужные – ничего хорошего от следующего года мы не ждем. Нужно готовиться и продумывать различные варианты развития событий. Конечно, в первую очередь пострадает luxury-сектор: падение розничных продаж одежды, прежде всего, отразится на мелких слабых игроках и брендах, которые будут уходить с рынка. Но и в сегменте casual, который пострадает в меньшей степени, потому что в нем всегда преобладает более рациональное потребление, поведение потребителя тоже может измениться, и не в лучшую сторону.