Пт. Гру 27th, 2024

Чиновники вплотную подошли к принятию закона о внутренней торговле. Бизнес, который последние несколько месяцев был устранен от работы над документом, ознакомившись с предложенным законодателем вариантом, пытается заблокировать его принятие, пишет Мария Бут в “Экономических известиях”.

Законопроект “О внутренней торговле”, который неспешно разрабатывался на протяжении десяти лет, в последние два месяца совершил настоящий прорыв, преодолев большую часть пути к принятию. Законопроект №9443, рассмотренный 12 октября на расширенном заседании Кабинета министров, уже 10 ноября был представлен на рассмотрение парламента, а к 16 ноября прошел комитет по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательству. Чиновников продолжает лихорадить, и в ближайшее время документ может быть вынесен на рассмотрение ВРУ. Согласно экспертному заключению профильного комитета, “законопроект является долгожданным и нуждается в поддержке, поскольку будет способствовать упорядочиванию торговой деятельности”.
Для кого закон о торговле оказался недолгожданным — так это для самих торговцев. Тот вариант, в котором документ существует на сегодняшний день, они считают вредным для отрасли и считают необходимым его доработать. “Этот законопроект не был согласован ни с одной ассоциацией. Пять лет мы работали над законом, в сентябре подписали меморандум с правительством о взаимопонимании, и вот, на выходе получили документ, в котором в ряде случаев написаны просто бредовые вещи,— говорит Игорь Баленко, президент Украинской торговой ассоциации.— Если б он попал к нам хоть за день до заседания Кабмина, мы бы хоть успели замечания сделать!”
Однако сделать свои замечания бизнес возможности не имел — как отмечает Игорь Кишко, генеральный директор Украинской торговой ассоциации, в сентябре Минэкономразвития устранило представителей отрасли от обсуждения документа и продолжало работу над ним уже самостоятельно.
Как отмечают в Минэкономразвития, к принятию законопроекта подталкивает отсутствие свода правил в одной из наиболее бюджетонаполняющих отраслей экономики. Навести порядок в отрасли также необходимо, учитывая высокую степень ее тенизации. “838 млрд. грн. потратило население на покупки. 541 млрд. грн. — объем розничной торговли. То есть на рынке есть тень на уровне 300 млрд. грн.”,— говорит директор департамента развития торговли Министерства экономического развития и торговли Украины Игорь Гарбарук.
Представители торговли со своей стороны отмечают, что документ содержит не только потенциально опасные с точки зрения стимулирования коррупции и зарегулированности бизнеса положения, но и ряд откровенных юридических ошибок.
“Например, такая норма — если сеть и поставщик разрывают договор поставки, то одновременно разрывается договор маркетинговых услуг и при этом сеть должна вернуть деньги за весь период, потраченные на маркетинг. При этом услуга оказана, потрачены средства на продвижение, на промоутеров, на зарплаты — и все равно все деньги нужно вернуть. Это юридическая ошибка — я по крайней мере на это надеюсь, но как такое вообще можно писать?” — говорит Игорь Баленко.
Среди прочих спорных положений — предоставление права местным властям на согласование и выдачу разрешений на открытие новых торговых точек. Бизнесмены опасаются, что на практике такое разрешение будет обходиться ритейлерам очень дорого.
Не обделен полномочиями в сфере торговли и Кабмин. “Кабмину даются широкие полномочия определять перечень социально значимых товаров. При этом нет критериев, которыми правительство будет руководствоваться при определении, не указано даже, будут ли это только продовольственные товары”,— говорит Карина Лаврова, председатель юридического департамента Fozzy Group.
По мнению участников рынка, закон никак не стимулирует развитие торговли, и экономический эффект от его внедрения не прописан даже самими чиновниками. Наполнение бюджета предусмотрено только за счет штрафных санкций, которые будут уплачивать торговцы за несвоевременные расчеты с поставщиками — эти платежи направляются не пострадавшей стороне, то есть производителю, а прямиком в казну.
“Когда я читаю пояснительную записку и пытаюсь определить источники финансирования госбюджета, то напрашивается один вывод, что государство намеревается получить деньги от штрафных санкций, а не от того, что торговля начала лучше жить и развивается”,— отмечает Карина Лаврова.

u0420u0438u0442u0435u0439u043b u0432 u0422u0435u043bu0435u0433u0440u0430u043c