Официальная статистика показывает инфляцию в два раза ниже, чем реальный рост цен в магазинах. Для простых украинцев обывательская инфляция в три раза выше официальной, пишет ubr.ua.
Цены на полках магазинов растут ударными темпами, и дело уже не столько в военном дефиците, сколько в росте цен на топливо и девальвации национальной валюты, которая прячется в инфляции. Эксперты констатируют, что официальным показателем инфляции манипулируют, и реальный рост цен в 2-3 раза выше. Поэтому чиновникам поднимают зарплаты существенно выше официальных показателей.
Курс банана
В минувшую среду в ходе онлайн-дискуссии, организованной исследовательским центром СASE, руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий заявил, что курс доллара в этом году ждет неизбежная траектория роста, и он может зафиксироваться на уровне 40 грн/$. Конечно, из трех курсов доллара, которые сегодня действуют, два – межбанковский и карточный – регулируются Нацбанком напрямую, а наличный – опосредованно через ограничение на продажу.
Какой сегодня реальный курс, не знает никто, т.к. население придерживает валюту даже для черного рынка. Тем не менее курс, озвученный в дискуссии СASE, близок к народному “курсу банана”: 1 доллар = 1 кг банана. А стоимость бананов сегодня достигла уже 46 грн/кг. По мнению аналитика финансовых рынков Ивана Угляницы реальный курс доллара, если бы его “отпустили”, уже мог бы составлять 55-57 грн/$, что, безусловно, подстегивает рост цен.
Еще одним драйвером роста является рост цен на бензин и дизельное топливо вследствие того, что стране в условиях войны приходится закупать его в Европе, где цены на нефтепродукты традиционно дороже. Рынок, правда, уже нащупал потолок, и ажиотаж спадает.
“По Киеву и Киевской области уже встречаю дизель по 47,12 грн/л на Shell, при том что по 60 грн его продавали. А сегодня с утра видел 92-й бензин по 52 грн/л, а дизель 47,12. То есть цены снижаются”, – прокомментировал директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
В любом случае цены на бензин выше, чем были до войны. И бензин, и курс доллара являются основными драйверами роста цен в Украине, т.к. эти составляющие всегда закладываются в стоимость товара.
Официальная инфляция 30%
Согласно прогнозу Национального банка, который отвечает за контроль в стране инфляционных процессов и борьбу с ними, в мае ожидается ее ускорение до 17%. А согласно заявлению главы НБУ Кирилла Шевченко, озвученном немногим ранее в его колонке, в конце года возможно даже превышение инфляции в 20%.
По мнению Алексея Дорошенко, показатель в 20% инфляции вполне может быть достигнут к концу года. “Вопрос в том, вложится ли Украина в 20% предусмотренной инфляции или нет. Потому что сейчас рост уже составляет 16,5%. В принципе, мне кажется, что мы справимся с задачей до 20%”, – полагает эксперт.
По словам директора департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating Виктора Шулика, только в 2021 году индекс цен производителей составил 62,2%, а за 2 месяца текущего года цены промышленных производителей выросли еще на 8,7%. Кроме того, периодически формируется дефицит по отдельным группам товаров и услуг, что подталкивает цены вверх. При этом Нацбанк уже включил печатный станок, а это всегда провоцирует инфляцию.
“Во время войны мне сложно прогнозировать будущий курс, как и влияние ажиотажного спроса на отдельные группы товаров и инфляцию в целом. НБУ временно не таргетирует инфляцию, хотя активно подключился к поддержке экономики и бюджета через эмиссионный механизм”, – прокомментировал Виктор Шулик.
Многое будет зависеть от продолжительности и интенсивности военных действий, стабильности национальной валюты, поведения компаний-монополистов и властей. “Даже если не менять методику расчета, то, скорее всего, инфляция превысит 30% при сокращающихся номинальных доходах населения”, – считает эксперт.
“Обывательская инфляция” – в два раза выше
Методика расчета действительно крайне важна в показателе инфляции, который в значительной степени является рукотворным, т.к. его можно искусственно занижать в угоду любой действующей на данный момент власти.
“Сейчас территориальные подразделения Госстата не собирают информацию, она формируется исходя из математических моделей. Но макроэкономика – это другое, это не то, с чем мы постоянно сталкиваемся на уровне потребителя, на прилавках. Вы посмотрите на индекс борща в прошлом году, он вырос намного более существенно официального показателя инфляции”, – прокомментировал UBR.ua директор специальных проектов Научно-технического центра (НТЦ) “Психея” Геннадий Рябцев.
По его словам, если речь идет о товарах широкого потребления, то домохозяйства ощущают инфляцию в 2 раза сильнее, чем государство. “Для домохозяйств, как правило, индекс инфляции вдвое больше официального. Если по итогам года будет 30%, то значит это 60%, а то и больше”, – уточняет Геннадий Рябцев.
Эти расчеты подтверждаются данными UBR.ua из Национального банка, где уж точно должны знать уровень “обывательской инфляции”, которая сказывается на карманах самих сотрудников НБУ. Например, в прошлом году в течение полугода всем сотрудникам Национального банка подняли зарплату на 21%: с 1 июня 2021 подняли на 10%, и с 1 января 2022 года – еще на 10%. Повышение на 21% – вдвое больше официальной инфляции, которая в прошлом году составила 10%.
UBR.ua направил в Национальный банк журналистский запрос, с чем связано это повышение, но в пресс-службе на него не ответили. Тем не менее такое повышение зарплат соответствует расчетам экономических аналитиков о реальном подорожании потребительских товаров для обеспеченных украинцев.
В условиях войны – больше в три раза
Впрочем, инфляция для государства и инфляция для чиновников хоть и не равны друг другу, они отличаются от ощущений простых украинцев. Чем беднее домохозяйство, тем сильнее инфляция, так как товары первейшей необходимости дорожают сильнее всех. И самые бедные украинцы ощущают инфляцию в три раза сильнее, чем ее видит Госстат.
“Чем ниже совокупный доход, тем больше это ощущение роста цен, тем существеннее оно сказывается, то есть процент еще более прогрессивный, точнее, правильнее, регрессивный для домохозяйств с меньшим доходом. К примеру, для домохозяйств с низким уровнем доходов оно покупает больше тех товаров, которые сильнее всего подорожали. Пенсионерка в 75 лет не покупает из общего набора то, что ей не нужно, – бензин, ковры, одежда. А то, что подорожало незначительно, ей не нужно. Ей нужно покупать только то, что ей надо, а нужные ей товары подорожали значительно”, – приводит пример Геннадий Рябцев.
Такие расчеты для этой категории украинцев, а их в условиях войны стало намного больше, лучше отражает “индекс борща” – оценка роста цен через подорожание продуктов, которые входят в состав традиционного блюда. Так, в прошлом году при показателе инфляции в 10% индекс борща, согласно данным BRDO, повысился более чем на 30% – в три раза выше.
“Я купил вчера условно две сковородки. Они подешевели, потому что там была скидка. А если брать по совокупности, но при этом я купил сыр, который месяц назад стоил одну цену, а теперь другую. А старушке не нужны сковородки и сыр. Она купила бы молоко, а молоко подорожало условно на 60%. Здесь еще и отличие в этом ощущении. Субъективно инфляция выше для домохозяйств с низким доходом”, – рассказывает Геннадий Рябцев.
По его прогнозу, официальная инфляция по итогу за год может составить 30-35%. А обывательская инфляция, какой мы ее видим на полках магазинов, составит 60-100%: нижняя граница – для обеспеченных украинцев и верхняя – для бедных слоев, которые вынуждены покупать для выживания самые “инфляционные” товары.