Чт. Кві 25th, 2024
u0432u0430u043au0430u043du0441u0456u0457

Директор департамента развития торговли Министерства экономического развития и торговли Игорь Гарбарук рассказал изданию “Дело” о том, почему бизнес саботирует принятие закона о торговле.

Бизнес недвусмысленно дал понять, что его не устраивает нынешний вариант законопроекта о внутренней торговле. Будет ли это мнение учтено?

u0420u0438u0442u0435u0439u043b u0432 u0422u0435u043bu0435u0433u0440u0430u043c

Нам не очень понятна реакция бизнеса, поскольку ранее мы неоднократно встречались  с представителями компаний и у нас были определенные договоренности. Но сейчас они почему-то говорят совсем другие вещи.
Мы договорились на встречах на очень высоком уровне, что первое чтение законопроект проходит в нынешнем своем виде. Затем мы встречаемся в комитетах, обсуждаем поправки. Но теперь мы видим непоследовательные действия с их стороны. Необходимо, чтобы существовал взвешенный  подход к любому законопроекту, но  эти господа делают все, чтобы этот закон не был принят ни за что и никогда.

Такие лоббистские вещи, которые происходят, только мешают работе над законопроектом.

По вашим прогнозам, когда может быть принят документ?

Я думаю, что при хорошем стечении обстоятельств,  при  активном рассмотрении в комитете с  привлечением  внешних и внутренних экспертов потребовалось бы месяц-полтора.

То есть, у вас нет установки «сверху» принять документ до конца года? 
Конечно, нет! Работа над законом о внутренней торговле с разной степень активности ведется с 2000 года,  нет смысла пороть горячку на последнем этапе.

 

Какие, по вашему мнению, наиболее дискуссионные положения законопроекта?

Их несколько. Наиболее глобальное требование – это то, что осуществлять торговую деятельность на площадях более 200 метров квадратных, можно только пребывая общей системе налогообложения

Также среди дискуссионных норм то, что торговля свежим охлажденным мясом птицы или рыбой  разрешается только в стационарных объектах торговли или на ярмарках сельскохозяйственной продукции.

Товары, на продажу которых существуют законодательные ограничения по возрасту (алкоголь и сигареты – «Дело») должны реализовываться в специализированных магазинах либо  в отдельных отделах с оборудованным местом расчета.
Запрещается взимать плату за оказание маркетинговых услуг в отношении  социально –значимых товаров.

И наконец, субъект, осуществляющий дистанционную торговлю, обязан иметь офисное помещение, где должна храниться документация.  Это требование вводится в первую очередь с целью защиты потребителей от приобретения некачественных или контрафактных товаров. Также это уберет с рынка сайты-однодневки.

Не секрет, что в сеть сегодня тяжело попасть поставщикам, что наценка на товары за полтора года выросла с 17 до 25%, а  ежедневная задолженность за реализованный товар исчисляется сотнями миллионов гривен. Все это проблемы сегодняшнего дня, если б их не было – не было и соответствующих статей в законопроекте.

Сохранилось ли у представителей HoReCa  право продажи табачных изделий согласно законопроекту?

Да, статья, ограничивающая это право,  была удалена из проекта, так что кафе и рестораны имеют право продавать табачные изделия. Получилась интересная ситуация – против этой нормы высказался господин Табачник, он считает что  эта норма в законопроекте лишняя.
Сейчас представители розницы нарекают на то, что перечень  социально-значимых товаров, на которые распространяется госрегулирование,  предельно размыт, так что в категории «сыр», например, под ограничения попадают и элитные сорта. Будет ли список социально-значимых товаров уточняться? 

Безусловно, он будет конкретизироваться и уточняться. Список социально-значимых товаров  будет  максимально  взвешенным  и коротким. Те примеры, которые приводит розница на сегодня не состоятельны, это информация полугодичной давности. Когда  список социально-значимых товаров  будет создан, то он будет сбалансированным и в него войдут только товары, которые составляют основу  потребительской корзины.

На сегодня существует монопольные правила,  которые устанавливаю сами сети,   и если не подвести отрасль   к самоорганизации, то ситуация не изменится.   Логично, что ритейлорам удобней работать с большими крупными  операторами-поставщиками, которые  сглаживают фактор сезонности, но при этом мы все заинтересованы в развитии внутреннего производителя.