Сб. Кві 20th, 2024
u0432u0430u043au0430u043du0441u0456u0457

Второй этаж супермаркета сети Велика кишеня в столичном жилмассиве Осокорки напоминает магазины начала 90-х. Отдел бытовой химии и косметики радует покупателей полупустыми полками и отсутствием продукции многих популярных торговых марок. От обилия товаров не ломятся прилавки и в других сетях.

u0420u0438u0442u0435u0439u043b u0432 u0422u0435u043bu0435u0433u0440u0430u043c

При этом на спрос ритейлерам жаловаться не приходится: с начала года товарооборот вырос более чем на 5%. Но ни поставщики, ни производители никакого улучшения не почувствовали. Виной тому – вторая волна неплатежей поставщикам товаров со стороны торговых сетей. И если в 2008 году причиной остановки расчётов стал кризис ликвидности и девальвация гривны, то на этот раз корень зла – желание ритейлеров открывать новые магазины и решать другие насущные задачи своих компаний.
Деньги в оборот

В 2010 году украинские ритейлы открыли всего 70 торговых точек, что в три раза меньше, чем до кризиса. Препятствием для роста стало прекращение банковского кредитования. И тогда, и сейчас открытие супермаркета площадью 4 тыс. кв.м тянет как минимум на 1 млн долл.США. И это только затраты на оборудование и ремонт, зарплата персоналу и арендная плата может увеличить сумму ещё на треть.
Изъять из оборота такое количество средств могут позволить себе считанные сети. Например, принадлежащая Ринату Ахметову “Брусниця” или международные гиганты вроде “Метро Кэш энд Керри” и “Ашан”. Другие же изыскивают возможности, используя контрагентов, – затягивают расчёты, а то и вовсе “забывают” заплатить за поставленный товар.
Киевскому дистрибьютору текстиля Александру, согласившемуся беседовать с изданием на условиях анонимности, “прелести” роста сетей супермаркетов пришлось ощутить на своём кошельке. “Помните, летом “Фуршет” открыл на территории “Дарынка” супермаркет “Народный”? Так вот, несколько месяцев до этого и несколько месяцев после они не рассчитывались с поставщиками, – рассказывает он. – А сейчас мы отдуваемся за ребрендинг сети “Велика кишеня”, затеянный в начале года Помните, летом “Фуршет” открыл на территории “Дарынка” супермаркет “Народный”? Так вот, несколько месяцев до этого и несколько месяцев после они не рассчитывались с поставщиками. А сейчас мы отдуваемся за ребрендинг сети “Велика кишеня”, затеянный в начале года “. В рамках ребрендинга, общая смета которого достигает нескольких миллионов долларов, ритейлер открыл три новых магазина и перепрофилировал в дискаунтеры несколько старых.
Неплатежи сетей приобрели всеукраинский масштаб. Заместитель председателя Ассоциации производителей и поставщиков Владимир Иванчин, работающей в Западном регионе страны, среди самых неаккуратных плательщиков называет всё тех же гигантов розницы. “Локальные сети, например, “Евротек”, рассчитываются неплохо, – отмечает он. – Проблемы с “Фуршетом” и “Великой кишеней”. Причём на то, чтобы добиться встречи с людьми, которые отвечают за расчёты, уходит до месяца”.
А вот столичная компания “Сана и К”, выпускающая полуфабрикаты под торговой маркой “Эстрелла 2001”, и вовсе оказалась на грани остановки производства из-за полугодовых неплатежей компании “Фоззи”, владеющей сетью “Сільпо”. По словам директора компании Ларисы Ерошенко, менеджеры ритейлера открытым текстом заявили ей, что причина задержки платежей – открытие новых магазинов в Черкассах и Виннице.
Одна из особенностей нынешней волны неплатежей – это то, что среди забывающих заплатить вовремя нет иностранцев. “Billa и Auchan платят идеально, – рассказывает Александр Гонин, директор ОАО “Аникс” – дистрибьютора товаров SC Johnson. – Нет претензий по расчётам и к “Метро”. Показательно, что все эти торговые сети в 2010 г. активнее своих украинских коллег обрастали новыми торговыми точками и не жаловались на отсутствие покупателей. “Метро Кэш энд Керри Украина” гордится тем, что даже в кризис мы выполняли свои обязательства перед партнёрами, расплачиваясь вовремя и в полном объёме”, – говорит генеральный директор “Метро” в Украине Жако Булен.
“Западные сети работают по программе, которая сразу же после того, как товар продан, перечисляет деньги поставщику, – рассказывает Фокусу топ-менеджер всеукраинской сети супермаркетов Олег. – А у нас сидит финдиректор и вручную отмечает: этому мы заплатим сегодня половину, а этому потом 30%”. Само собой, не обижают тех дистрибьюторов, с представителями которых сложились дружеские отношения, делится опытом Мила Сахневич, начальник торгового отдела компании “Альянс Красоты”. В этом году её фирма пошла на беспрецедентный шаг: прекратила поставки косметики крупному розничному оператору, который затянул расчёты за продукцию почти на год. Впрочем, это не помогло – сеть супермаркетов платить всё равно не начала.
Все ушли на рынок

Супермаркеты, неохотно рассчитываясь с поставщиками, о своих интересах не забывают, требуя от партнёров аккуратно платить за место на полке и повышая расценки на обязательные промоакции в магазинах. У “Альянса Красоты”, например, такие маркетинговые отчисления съедают до 20% прибыли по каждой сети. Александр Михайлик из компании “Кременчугмясо”, производящей колбасу под торговой маркой “Фарро”, жалуется, что производителю приходится ежегодно отчислять большинству украинских сетей по полмиллиона гривен. Правда, “Фарро” удаётся минимизировать маркетинговые платежи, списывая их в счёт долга супермаркетов за отгруженную колбасу и сосиски.
Украинские ритейлеры ведут себя непорядочно не со всеми поставщиками. Крупные дистрибьюторы и производители не ощущают проблем: например, компания Nestle на задержки расчётов никогда не жаловалась. “От наших поставок зависит оборот сетей, – приводит весомый аргумент Геннадий Радченко из Nestle, – поэтому у нас с ними всегда конструктивный диалог”.
Но таких гигантов, как Nestle, среди поставщиков всего 20%, остальные – те, кто за свой счёт вынужден финансировать развитие торговых сетей. Правда, выгоняя поставщиков из своих торговых залов, ритейлеры вынуждают их возвращаться на рынки, тем самым поддерживая основного конкурента – неорганизованную розницу.

Екатерина Шаповал, “Фокус”